Функции клеток

В настоящее время количество всевозможных живых организмов очень велико. И клетки каждого живого организма имеют свой определенный внешний вид, отличаются по своим функциям в зависимости от потребностей того или иного организма. Кроме того, клетки одного организма также различаются по своим функциям в зависимости от их нахождения (определенный орган или ткань в организме).

Каждая клетка выполняет все основные функции клеток, к которым можно отнести: обмен веществ, раздражимость и деление клетки.

Обмен веществ

Это основная функция клеток. В клетку из межклеточного вещества поступают необходимые для роста и деления кислород и питательные вещества. Из клетки выводятся продукты распада. Отличие клеток живых организмов от клеток растений заключается лишь в составе поглощаемых питательных веществ и выводимых продуктов распада. Так, у растений клетки поглощают воду и углекислый газ, а выводят кислород. В клетках же живых организмов поглощаются кислород, глюкоза, вода, витамины, и пр, а выводятся углекислый газ, мочевина, вода и т.д. У клеток иного происхождения обмен веществ будет свой, в зависимости от вида организма и необходимых ему питательных веществ. Главное – это непрерывный обмен веществами клетки с окружающей ее внешней средой. Пока клетка живет, происходит и обмен веществ. Каковы же функции обмена веществ? Это обеспечение клетки необходимым ей строительным материалом, а также обеспечение живой клетки энергией, необходимой для ее жизнедеятельности.

Раздражимость

Клетка – это живой организм, и, соответственно, она реагирует на любые химические и физические изменения окружающей ее среды. Именно это свойство клетки реагировать на внешние раздражители называется раздражимостью клетки. При раздражимости в клетке меняется скорость распада веществ, температура, скорость биосинтеза и потребления кислорода. Недавно ученые обнаружили свойство клеток самоизлечиваться от различных повреждений генетического аппарата клетки и даже от повреждений ее внутренних органелл.

Деление клетки

Путем деления клетки размножаются. Самый распространенный способ деления соматической клетки – митоз. Сначала происходит подготовка клетки к делению, во время которой в клетке удваивается число хромосом. Вдоль каждой имеющейся в клетке хромосомы синтезируется вторая, такая же хромосома. В итоге получается одна хромосома, состоящая из двух половинок – хроматид. Помимо удвоения хромосом, в клетке происходит удвоение остальной структуры. Продолжительность этой фазы обычно составляет 10-20 часов, после чего начинается митоз – непосредственное деление клетки. Митоз состоит из четырех этапов:

Учёные биологи

Знания о природе, живой и неживой, начали складываться еще во времена античности. Термин «Биология» появился только лишь в XIX веке. Поэтому те, кого мы сегодня гордо называем биологами, раньше назывались врачами или естествоиспытателями.

Роль биологов в развитии медицины, в фармацевтике, в изучении строения человека и окружающего нас мира не просто огромна, а составляет основу развития множества наук. Без их изучений и трудов не было бы сейчас даже элементарных, как казалось бы, антибиотиков, не было бы целой базы знаний по строению человека, а соответственно, не делались бы уже привычные операции и не проводилось бы необходимое лечение. Ученые биологи, их имена, прочно вошли в историю человечества, и каждый уважающий себя человек должен понимать их значимость и ценить их вклад в нашу жизнь и в наше развитие. Познакомимся же с этими знаменитыми людьми поближе.

Уильям Гарвей (1578-1657) – английский естествоиспытатель. Он выяснил значение сердца, роль клапанов; доказал движение крови по кругу с возвращением в сердце; описал два круга кровообращения. Кроме того, Гарвей – основоположник эмбриологии.

Карл Линней (23.05.1707-10.01.1778) – шведский естествоиспытатель. Создал систему животного и растительного мира. Его система стала логическим завершением труда зоологов и ботаников первой половины XVIII века. В этой системе он ввел бинарную номенклатуру, в которой каждый определенный вид обозначен двумя названиями – видовым и родовым. Линней определил само понятие «вид».

Фридрих Август Геблер (15.12.1782-09.03.1850) – естествоиспытатель. Описал множество новых видов животных Алтая, фауну этих мест.

Чарлз Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель. Его заслуга – создание теории эволюции. В 1858г. он выпустил книгу «Происхождение видов». Его теория является поводом для споров до сих пор, однако теория естественного отбора нашла множество подтверждений.

Грегор Мендель (1822-1884) – австрийский естествоиспытатель – вывел существующие законы наследования. Доказал, что признаки способны передаваться по наследству.

Биология человека

Человек, как и все живые существа на нашей планете – существо биологическое. Он принадлежит к млекопитающим, вид Homo sapiens. Биологическая природа человека – это его анатомия, физиология. Однако биология человека – понятие более глобальное. Это целая наука, включающая в себя изучение болезней человека, его пищевых ресурсов, состава популяций, типов людей, способностей человека, его морфологию, наследственность, генетику, влияние на человека различных условий окружающей среды и его влияние на окружающую среду.

Чем же отличается человек от животных и почему его изучению уделяется столько внимания? Дело в том, что биологические свойства человека не запрограммированы строго, как у животных, а это дает человеку возможность приспосабливаться ко всевозможным условиям жизни. Каковы же основные отличия Homo sapiens от животного?

- Человек способен мыслить, и обладает речью. Только человек способен размышлять о прошлом, оценивать его, строить планы на будущее. Человек может передавать любую информацию другим людям, способен к восприятию музыки, живописи и т.д.

- Человек способен к творческой деятельности.

- Человек преобразует окружающую его действительность, он способен создавать нужные ему ценности и блага.

- Человеку недостаточно лишь удовлетворения материальных потребностей.

Духовные потребности порой могут стоять выше материальных. Животное же в своем поведении всегда подчиняется инстинкту, действия животного запрограммированы природой, от которой живое существо не может отделиться. Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек – уникальное существо, интегрирующее в себе способность к любому виду деятельности, психическое и духовное начала.

Расы человека

Путешествуя по разным странам, всегда обращаешь внимание на образ жизни народов, их язык, и, конечно же, внешность. Казалось бы, в каждом новом месте люди выглядят особенно, с какими-либо своими, характерными только этому народу, физиологическими особенностями. Однако, исследуя вопрос происхождения человека и его особенностей, ученые пришли к выводу, что людей определенной местности, с определенными морфологическими и физиологическими особенностями можно объединить по группам. При этом сегодня предлагается достаточно много вариантов классификации человека, многие из которых не признаны на всемирном уровне до сих пор. Споры о делении человека на группы будут продолжаться еще долго, давая ученым все новые и новые поводы пересмотра вопроса о расах человека.

Что же такое – расы человека? Это географические группы людей, объединенные по своему происхождению и биологическим признакам. Расы накладывают на человека отпечаток в виде физиологических и морфологических признаков. Однако с уверенностью можно сказать, что «чистых» рас вообще никогда не существовало. Также нельзя делить расы на молодые и старые, поскольку все народы прошли длинный исторический путь своего формирования. Сходство многих рас велико само по себе, в то время как увидеть различия между ними дано не каждому. Большую роль в этом сыграло и смешение рас в результате кровосмешения, происходящего веками, и приспособление многих народов к имеющимся условиям существования.

Какие же признаки используют ученые для отнесения того или иного народа к определенной расе людей? Опираться исключительно на биологические признаки не приходится, поскольку они весьма неравноценны для анализа. Имеющиеся на сегодняшний день классические расы человека были выделены по внешности людей, в первую очередь, по их чертам лица. Однако помимо этого, хорошо разделяют географические группы человека и такие признаки как: признаки дерматоглифики, одонтологии, молекулярной антропологии. Важный показатель расовых признаков – географическое распространение рас.

Сегодня принято выделять три основных группы рас людей: европеоидная, негроидная и монголоидная.

НАУЧНЫЕ РАЗДЕЛЫ